педагогическая диагностика

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения,
интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать
способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
ФОП ДО признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
1.1. Настоящая педагогическая диагностика (далее – педагогическая диагностика)

разработана на основании и во исполнение ФЗ РФ «Об образовании в РФ», в
соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее
- ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(далее - ФОП ДО).
1.2. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений

ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей,
способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных
индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, своевременно вносить
изменения в планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности1.
1.3. Цели

педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Образовательной программы
дошкольного образования (далее - ОП ДО) может проводиться оценка
индивидуального развития детей2, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО, формах
организации и методах решается непосредственно дошкольной образовательной
организацией (далее - ДОО).

1.4. Специфика педагогической диагностики обусловлена следующими требованиями

ФГОС ДО, подчеркивающими направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их
дальнейшее планирование3:
• планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры
дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах
дошкольного детства;
• целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей4;
• освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестацией воспитанников

1.5. Педагогическая диагностика проводится педагогическими сотрудниками ДОО
(воспитателем, музыкальным руководителем) в произвольной форме на основе мало
формализованных диагностических методов:
Наблюдение /основной/ Ориентирами для наблюдения являются возрастные
характеристики развития ребенка
и содержание образовательной деятельности. Они выступают как обобщенные
показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в
соответствующих образовательных областях.

1.5.1.

Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской,
изобразительной.
Конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе, на прогулке,
совместной деятельности, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения
педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи и т.д.
Наблюдай за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность.
Частота проявления – указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя.
Самостоятельность выполнения действия – позволяет
определить зону актуального и ближайшего развития ребенка.
Инициативность – свидетельствует о проявлении субъектности
ребенка в деятельности и взаимодействии.
1.5.2.
1.5.3.
1.5.4.
1.5.5.

Анализ продуктов детской деятельности
Свободные беседы с детьми
Специальные диагностические ситуации
Специальные методики

1.6. Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.

Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО
в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения ОП ДО его возрастной группой
(заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном
этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную
динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика проводится 1-2 раза в год.
Стартовая диагностика проводится 1 раз – в начале учебного года и(или) при
зачислении ребенка в ДОУ/группу на начальном этапе освоения ОП ДО. Финальная
диагностика проводится ежегодно в конце учебного года (май) и(или) при отчислении
ребенка из группы.
1.7. Результаты наблюдения фиксируются путем заполнения Диагностических карт и
могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных
задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);

• оптимизации работы с группой детей;
Диагностические карты представлены в виде структурированных в таблицы диагностических
показателей, определенных в соответствие с планируемыми результатами реализации ФОП
ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка

дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДОО, и содержанием
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
Физическое развитие
Речевое развитие
Социально- коммуникативное
Познавательное
Художественно-эстетическое развитие
Технология работы с диагностическими картами включает 2 этапа:
этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра. Затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение == сума всех баллов по строке, разделенная на их количество.

1

этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый
показатель по группе (среднее значение == сума всех баллов по столбцу, разделенная на
количество детей, принявших участие в диагностике).

2

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения ОП ДО. Обозначенные
различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении ОП ДО и не
подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.
1.9. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметнопространственную среду (далее – РППС), мотивирующую активную творческую деятельность
обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, осо
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих
данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной
программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие
программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины
затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может
провести только квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой
диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка
и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь.


Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей.
Принципы педагогической диагностики

ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее
освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные
характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления
в школу.
Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики.


Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать
оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий
и образовательного процесса в целом.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников — одно из важнейших требований
госстандарта.


Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом
следующих принципов:

1.

Принцип целенаправленности и адресности диагностики.

2.

Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.

3.
Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям
педагогической науки и практики.
4.

Принцип системности и непрерывности.
(ФОП ДО).

Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой возрастной группе
проводить стартовую диагностику, а по завершении — заключительную. Сравнивая их
результаты, педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.
Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит учитывать, что ребенку
требуется время, чтобы адаптироваться в коллективе.


Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе
к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные
методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми
и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять
специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественноэстетического, познавательного развития.
Метод наблюдения
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален.
Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение
детей и практически не используя дополнительных средств. Применяя этот метод, педагог:
изучает педагогические явления в динамике;

непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и в реальном
времени;



оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;

фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения,
мимику, жесты.


Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами
сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой. Все подробности собрали
в шпаргалке.
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно
созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей.
Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами
исследования:


ситуация выбора,



игровая ситуация,



проблемная ситуация,

ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных,
театрализованных и других.


В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки,
инструменты и материалы, партнера. Примеры диагностических ситуаций выбора:
выполнить легкое задание

выполнить сложное задание

поиграть

помочь убрать игрушки

поиграть

сделать открытку
для заболевшего
одногруппника

выбрать для аппликации на тему
«Космическая станция» бумагу
голубого цвета

выбрать бумагу белого
цвета

Результаты наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами,
которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности,
уточнить знания и другое. Специфику проведения диагностической беседы описали в шпаргалке.
Анализ продуктов детской деятельности
Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая материалы портфолио
ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты. На основе
собранных данных педагог может оценить:

динамику развития технических и композиционных умений, проявление творческих
способностей;



внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;



особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.

Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в карты
развития дошкольников Можно использовать готовые карты:


карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);



карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);



карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);



карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.

Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы педагога, которые не подлежат
проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО, закрепляя локальными актами.
ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно использовать для решения
двух образовательных задач: чтобы индивидуализировать образование и оптимизировать работу
с группой.
Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно и осознанно проектировать
образовательный процесс:


выстраивать взаимодействие с детьми,



организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе и ДОО,



организовывать творческую деятельность дошкольников,



составлять индивидуальные образовательные маршруты.

Кроме того диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности
и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны и обозначить зоны роста.

Карты нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
ФИО воспитателя __________________________
ФИО ребенка________________________
Подготовительная группа
Дата рождения_________________________
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь) Дата заполнения______________________
Нормативная карта развития 1 срез

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),

2 уровень
Нет

3 уровень

Нет
Ребенок имеет
Ребенок имеет
первоначальный
разнообразные
замысел,
игровые замыслы,
развертывает
активно создаёт
сюжетные эпизоды,
предметную
Изредка зачастую не
Изредка обстановку,
связанные друг с
выстраивает
другом. Принимает
связанный

Нет

Изредка

использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Обычно

и обозначает в речи
игровые роли.

оригинальный сюжет.
Может осознанно
Обычно использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

3 уровень
Нет

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень
Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,

2 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
Изредка поддерживает
диалог при
выполнении каких-

3 уровень
Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
замыслы и цели,
Изредка договаривается о
распределении
действий/ролей.

Нет

Изредка

довольствуется
обществом любого.

либо совместных
действий, начинает
Обычно проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Избирателен в выборе
партнеров, стремится
Обычно к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Нет

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________
ФИО воспитателя __________________________
Подготовительная группа
Финальный диагностический срез (май/июнь)

ФИО ребенка________________________
Дата рождения_________________
Дата заполнения____________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько

2 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
активно создаёт

Нет

связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка сюжетные эпизоды, Изредка предметную
Изредка
зачастую не
обстановку,
связанные друг с
выстраивает
другом. Принимает
связанный
и обозначает в речи
оригинальный сюжет.
игровые
роли.
Обычно
Обычно Может осознанно
Обычно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.
Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на
2ом уровне инициативы будет «обычно».
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

3 уровень
Нет

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на
2ом уровне инициативы будет «обычно».
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень
Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои

2 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай

3 уровень
Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию

Нет

действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на
2ом уровне инициативы будет «обычно».
Итог: ______________
Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Нет

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на
2ом уровне инициативы будет «обычно».
Итог: ______________
ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Вторая младшая группа
рождения_________________________________
Второй диагностический срез (январь/февраль)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно и обозначает в речи Обычно использовать смену
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

3 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________
Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень
Ребенок
обращается к
сверстнику

Нет

2 уровень
Ребенок стремится
к парному
взаимодействию

Нет

3 уровень
Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по

Нет

комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

«Давай
сделаем/сыграем»,
Изредка поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
действий, начинает
Обычно проявлять
избирательность в
выборе партнера.

взаимодействию
замыслы и цели,
Изредка договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится
Обычно к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Нет

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Вторая младшая группа
рождения_______________________________
Финальный диагностический срез (май/июнь)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Нормативная карта развития

Изредка

Обычно

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно
Обычно использовать смену
и обозначает в речи
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

3 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________
Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Средняя группа
рождения_________________________________
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Изредка

Обычно

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно и обозначает в речи Обычно использовать смену
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

3 уровень
Нет
Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Нет

Изредка

Обычно

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет
Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________

ФИО

Нет

Изредка

Обычно

Средняя группа
рождения_________________________________
Второй диагностический срез (январь/февраль)
заполнения________________________________

Дата
Дата

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно и обозначает в речи Обычно использовать смену
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициати
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности дет
1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

3 уровень
Нет
Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициати

Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

3 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициати
Итог: ______________
Познавательная инициатива

(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

3 уровень
Нет
Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициати
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Средняя группа
рождения_________________________________
Финальный диагностический срез (май/июнь)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

3 уровень
Нет

Нет
Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
Изредка
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно и обозначает в речи Обычно использовать смену
Обычно
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.
Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при
значении «обычно» на 1ом уровне.
Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности дет
1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
Формулирует цель
включиться в
будущей работы, в
процесс
процессе цель
деятельности (хочу
может измениться,
лепить, рисовать,
Изредка но фиксируется
строить), цель не
конечный
обозначает,
результат:
бросает работу при
«Нарисую домик –
появлении
получился
отвлекающего
Обычно кораблик».
момента. Не

3 уровень
Нет
Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
Изредка конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.
Обычно

Нет

Изредка

Обычно

возвращается к
прерванной работе.
Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при
значении «обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

3 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при
значении «обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________
Познавательная инициатива

(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Ребенок задает
вопросы про
Изредка конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
предположения.
Обычно

3 уровень
Нет
Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
простому
Изредка рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
символам
Обычно (графическим схемам,
письму)

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при
значении «обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________
ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Старшая группа
рождения_________________________________
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Нормативная карта развития

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно и обозначает в речи Обычно использовать смену
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности дет
1 уровень
Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу

2 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель
может измениться,

3 уровень
Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи

Нет

лепить, рисовать,
Изредка но фиксируется
строить), цель не
конечный
обозначает,
результат:
бросает работу при
«Нарисую домик –
появлении
получился
отвлекающего
Обычно кораблик».
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.
Обычно

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

3 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива

(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с

2 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
Изредка зачем?),

3 уровень
Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
простому
рассуждению,
Изредка стремиться

Нет

Изредка

предметами
многократно
повторяются.

высказывает свои
предположения.

упорядочить факты.
Проявляет интерес к
символам
Обычно (графическим схемам,
письму)

Обычно

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________
ФИО воспитателя __________________________
ребенка___________________________________
Старшая группа
рождения_________________________________
Второй диагностический срез (январь/февраль)
заполнения________________________________

ФИО
Дата
Дата

Нормативная карта развития

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет
несколько
связанных по
смыслу игровых
действий (роль в
действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
игровые замыслы,
Ребенок имеет
активно создаёт
первоначальный
предметную
замысел,
Изредка
Изредка обстановку,
развертывает
выстраивает
сюжетные эпизоды,
связанный
зачастую не
оригинальный сюжет.
связанные друг с
Может осознанно
другом. Принимает
Обычно
Обычно использовать смену
и обозначает в речи
ролей. Замысел
игровые роли.
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности дет

1 уровень

2 уровень

Нет
Ребенок хочет
включиться в
Формулирует цель
процесс
будущей работы, в
деятельности (хочу
Изредка процессе цель
лепить, рисовать,
может измениться,
строить), цель не
но фиксируется
обозначает,
конечный
бросает работу при
результат:
появлении
«Нарисую домик –
отвлекающего
Обычно
получился
момента. Не
кораблик».
возвращается к
прерванной работе.

3 уровень
Нет

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
Изредка процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
Обычно прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
обращается к
сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

3 уровень
Нет

Ребенок стремится
к парному
взаимодействию
«Давай
Изредка сделаем/сыграем»,
поддерживает
диалог при
выполнении какихлибо совместных
Обычно действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Нет

Ребенок подробно
рассказывает
партнерам по
взаимодействию
Изредка замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
Обычно партнеров, стремится
к взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________
Познавательная инициатива

(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет
Ребенок
интересуется
новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Ребенок задает
Изредка вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?),
высказывает свои
Обычно предположения.

Нет
Ребенок интересуется
отвлеченными
вещами, способен к
Изредка простому
рассуждению,
стремиться
упорядочить факты.
Проявляет интерес к
Обычно символам
(графическим схемам,
письму)

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой
1 уровень:
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии),
содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметызаместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом
многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с
незначительными вариациями.
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает
несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует
предметы-заместители в условном игровом значении.
2 уровень:
Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я - шофер" и т.п.); активно ищет или
видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли;
развертывает отдельные сюжетные эпизоды
(в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные
действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может
переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не
заботясь об их связности.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры;
принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет
условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
3 уровень:
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел";
комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая
оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет
тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в

предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может
фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную
последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и
пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в
продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).
Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной
деятельностью
1 уровень:
Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить)
без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много
листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос:
что ты делаешь? - отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может
появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).
Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как
только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.
2 уровень:
Обнаруживает конкретное намерение-цель ("Хочу нарисовать домик..., построить домик...,
слепить домик") -работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат
фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости
от того, что получается).
Ключевые признаки: формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы
может менять цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина").
3 уровень:
Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный
результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не
удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования
("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует
конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе,
доводит ее до конца.
Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью - игровой и
продуктивной
1 уровень:
Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается,
чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель пристраивается к уже
действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть
(играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и
вниманием любого.

Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия
("Смотри..."), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом
любого.
2 уровень:
Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет
и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели ("Давай играть, делать..."); ведет
парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера
к конкретным действиям ("Ты говори...", "Ты делай..."); поддерживает диалог в конкретной
деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не
вступая в конфликт со сверстником.
Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое
предложение-побуждение ("Давай играть, делать..."); поддерживает диалог в конкретной
деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.
3 уровень:
Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы,
цели, спланировав несколько начальных действий ("Давайте так играть..., рисовать..."); использует
простой договор ("Я буду..., а вы будете..."), не ущемляя интересы и желания других; может
встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые
роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и
поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе
партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к
поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.
Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы,
цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников;
избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного
взаимодействия.
Познавательная инициатива - любознательность: наблюдение за познавательноисследовательской и продуктивной деятельностью
1 уровень:
Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи,
практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает - собирает, без попыток
достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически
обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
2 уровень:
Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов ("Что
это? Для чего?"); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных
вещей и явлений ("Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?"); высказывает
простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых
предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так..., или так..."), не
ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты
игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как?
зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по
отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.
3 уровень:
Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного
(как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое
причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации
конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к
символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам
(лепить, конструировать), составлять карты, схемы,
пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации
и коммуникации).
Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к
упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес
к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Карта проявлений активности (2,5 – 6л.)
(А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он
получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла.
Показатели активности
никогда

Частота проявления
редко
часто

Проявляет большую подвижность
Активно вступает во взаимодействие со
взрослыми
Предлагает свою помощь
Включается во взаимодействие со
сверстниками
Принимает активное участие в играх
Пребывает в хорошем настроении
Проявляет живой интерес ко всему новому
Охотно включается в деятельность, если
она ему интересна
Не пытается уединиться
Проявляет агрессивность
Ведет себя шумно
Легко заинтересовывается
Не любит занимать второстепенные роли
Проявляет упрямство
Говорит быстро, громко
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности
ребенка: 0-16 - низкий; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.

всегда

Карта проявлений самостоятельности
(А.М.Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на
основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество
ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2
балла, часто - 4 балла.
Показатели самостоятельности

Частота проявлений
никогда
иногда
часто

Умеет найти себе дело
Имеет свою точку зрения
Не обращается за помощью к сверстникам
Не обращается за помощью к взрослому
Стремиться все делать сам
Доводит начатое дело до конца
Без указания взрослого убирает посуду,
игрушки, вещи
Самостоятельно решает конфликты со
сверстниками
Не заботиться о том, чтобы всегда находиться в
согласии с большинством
Негативно относится к какой-либо помощи со
стороны взрослого или сверстников
Без напоминаний выполняет порученные дела
Может играть один
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у
ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов.
Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у
ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности,
проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению
результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в
самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения
результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия.
Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует
его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе
способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано
с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Карта проявлений инициативности
(А.М.Щетинина)
Заполняется
после
целенаправленно
проведенных
многократных
наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения,
то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда - 0 баллов

Показатели самостоятельности

Частота проявлений
никогда
иногда
часто

Берет на себя главные роли в играх
Выступает инициатором какой-либо
деятельности
Перехватывает у сверстников инициативу в
выполнении задания
Принимает участие во всех делах
Любит высказывать свою точку зрения
Стремится к лидерству
Любит находиться в центре внимания
Стремится быть первым во всем
Не боится взяться за незнакомое ему дело
Испытывает радость от внимания к нему со
стороны взрослого и сверстников
Не соглашается с мнением других, настаивает
на своем
Обработка и интерпретация результатов.
Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие
у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44
баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

Методика "Неоконченные ситуации"
(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал:
9 неоконченных
ситуаций,
описывающих
выполнение
и
нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я
буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как
играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать.
Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что
ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.
Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой".
Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша
- зеленым. мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша?
Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей
сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете
закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой

игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда
Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда
Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я
тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня
сказала... Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама
укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и
плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не
может заснуть." Коля ей ответил...Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и
жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно
мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?

10. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей
сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете
закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

11. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой
игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда
Петя... Что сделал Петя? Почему?

12. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда
Вера... Что сделала Вера? Почему?

13. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я
тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня
сказала... Что сказала Таня? Почему?

14. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама
укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и
плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не
может заснуть." Коля ей ответил...Что ответил Коля? Почему?

15. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и
жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка
и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации
можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации
поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально
принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой
норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой
совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных
способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Проявления

1. Коммуникативные качества личности
1.1. Эмпатийность:
- ребенок проявляет эмоциональный отклик на
чувства и переживания партнера по об- щению;
- идентифицируется с партнером, заражает- ся его
чувствами;

- выражает

сочувствие, сопереживание собеседнику;
- выражает понимание потребностей, жела- ний
другого
(соглашается,
заинтересованно
спрашивает, повторяет мимику другого,
стремится помочь).
1.2. Доброжелательность
- ребенок проявляет расположенность слу- шать
партнера;
- старается понять и ответить на вопросы
собеседника;
- выражает симпатию (улыбается, обнима- ет,
чем-то делится с партнером);
- не конфликтует, уходит от конфликта,
предвидя его;
- проявляет выраженный интерес к тому, что
говорит собеседник.
1.3.
Непосредственность,
аутентичность,
искренность:
- ребенок говорит и действует напрямую,
открыто демонстрируя свое отношение к людям,
проблемам;
- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;
- открыто заявляет о своих намерениях ("Если
ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю");
- не "подхалимничает".

Редко
1 балл

Чаще
всего
2 балла

Всегда
5 баллов

1.4. Открытость в общении:
- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);
- выражает желание общаться как со взрос- лыми,
так и со сверстниками.
1.5. Конфронтация:
- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;
- доказывает, аргументирует, пытается убе- дить в
своей правоте.
1.6. Инициативность:
- ребенок сам проявляет инициативу в
общении;
- понимает и поддерживает инициативу
другого.
2. Коммуникативные действия и умения
2.1. Организационные:
- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;
- является лидером в отдельных видах деятельности;
- владеет организаторскими навыками.
2.2 Перцептивные:
- ребенок стремится понять другого, его
мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");
- наблюдателен, видит и осознает особен- ности
других детей, взрослых.
2.3. Оперативные:
- ребенок в общении экспрессивно вырази- телен
(у него богатая мимика, жесты, позы);
- свободно владеет вербальными средства- ми
общения (язык);
- увлекает партнера по общению своими
действиями;
- умеет продолжительное время поддержи- вать
контакт;
- умеет спровоцировать желаемую реакцию
партнера.
Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод
об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень
высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.
Тест "Рисунок семьи"
С 5 лет можно проводить рисуночный тест "Моя семья". Он основан на осознании
того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что

и взрослые, но не воспринимают происходящее так же, как они, не делают
аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления
вызывают
эмоциональные
реакции,
непонятые
и
не принимаемые
взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое,
случайное,
создаются
фантастические
образы, собственные
"теории", версии.
Опираясь на них,
дети иведут себя своеобразно.
Интерпретации рисунка разработаны известным в нашей стране и за рубежом
психоаналитиком профессором В.К.Лосевой, которые не
доставят большой сложности для проведения теста не только специалистами, но и
родителями.
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка.
Материал. Ребенку дают стандартный белый (без клетки и линейки) лист бумаги,
набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй,
пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого это?", "А что это такое?", "Я не
хочу", - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия
"семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно
попросить нарисовать семью зверушек.
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, "кто есть кто" на
рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли.
Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов
семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть
изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея.
Интерпретация рисунков. Очень интересные творения открываются взору взрослого.
Особое внимание следует обратить на цветовую гамму рисунка.
Если на рисунке отсутствует сам автор ; то вы можете строить гипотезу в двух
направлениях: 1) либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Меня
здесь не замечают", "Мне трудно найти свое место"; 2) либо: "Я и не стремлюсь найти здесь
свое место или способ выражения", "Мне и без них неплохо".
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную
значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом
занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка
больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями
стоят для ребенка на втором плане. Вымышленные персонажи символизируют собой
неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в
воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно
расспросите ребенка о нем - так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Например,
образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном,
непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него
потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя
принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия. Внимательно рассмотрите,
кто на листе расположен выше, а кто - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен
персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может
быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в
семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или
шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными
членами семьи.
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с
дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении
ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого
ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. Если
ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа то у него в данный момент
низкая самооценка. Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на
рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте.

Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не
обладают.
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность,
изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его
контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень
тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самым "умным"
членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой
головой.
Глаза - не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка,
даны для того, чтобы "ими плакать". Ведь плач - это первый естественный способ
выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза - "орган" выражения печали, просьбы об
эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами
воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.
Персонажи с глазами "точками" или "щелками" несут в себе внутренний запрет на плач,
выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих.
Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем
говорят.
Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать
агрессию, кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган"
нападения. Персонаж с большим и (или) заштрихованный ртом воспринимается как
источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он
"точечкой", "черточкой" - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их
выразить или влиять на других.
Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над
чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большей способности "держать себя в
руках", сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей чаще шеи нет - "им можно не
сдерживать себя", "они могут делать, что хотят", они, по мнению ребенка, уже
воспитаны. Думающий так ребенок
очень хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именно
тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды). Функции рук цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е.
быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок
ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой
руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в
детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю
слабость, неспособность действовать. Чем значительнее и могущественнее персонаж
воспринимается ребенком, тем больше у него руки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)335-87-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».